|
|
Водоснабжение Для абонентов
Пресс-центр Это интересно
|
Законодательство в области комунального хозяйства Утверждены РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА НА УСТАНОВКУ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИБОРОВ УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Часть 1 Настоящие рекомендации предназначены для определения трудоемкости и стоимости работ по установке, обслуживанию, ремонту крыльчатых, турбинных счетчиков холодной и горячей воды. Рекомендации являются составной частью отраслевой нормативно - методической базы ценообразования на жилищно - коммунальные услуги. Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) Госстроя России, выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации при участии фирмы "Ценнер - водоприбор ЛТД" (Вербицкий А.С.), РАО "Роскоммунэнерго" (Скольник Г.М.), а также ряда организаций жилищно - коммунального хозяйства (ЗАО "Тепловодомер", г. Мытищи, ГОУП "Мурманскводоканал", МП ЖКУ-1, г. Дубны, МП "Ярославльводоканал", ГУП "ТЭК г. Санкт - Петербурга", Центр измерения расхода воды ГУП "Водоканал Санкт - Петербург"). Рекомендации согласованы с Федеральным центром энергоресурсосбережения в ЖКХ Госстроя России. Сборник разработан Инвеевой Н.Г. Ответственная за разработку В.А. Межецкая. Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно - коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку,
обслуживание и 1. Общая часть 1.1. В сборник включены нормы времени
на установку, обслуживание и ремонт приборов измерения водопотребления
- 1.2. Сборник предназначен для определения трудоемкости и стоимости работ по установке, обслуживанию и ремонту счетчиков воды. 1.3. Нормы времени носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно - методических материалов. 1.4. В основу разработки норм времени положены
действующие нормативно - правовые акты, включая Правила пользования
системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации,
утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99
N 167, СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий",
Рекомендации по выбору, установке и эксплуатации приборов учета расхода
тепловой энергии, холодной и горячей воды для энергоресурсосбережения
в жилищно - коммунальной сфере, разработанные Академией коммунального
хозяйства им. К.Д. 1.5. Понятие "норма времени" означает величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно - технических условиях. 1.6. Понятие "прибор учета" означает техническое устройство, предназначенное для измерений материального носителя услуги (воды, тепла, электричества или газа), имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и/или хранящее текущее и суммарное за определенный период значение учитываемого показателя в установленных единицах, разрешенное путем выдачи соответствующего сертификата органами Госстандарта России. 1.7. Понятие "счетчик воды" означает измерительный прибор, предназначенный для измерения объема воды (жидкости), протекающей в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению скорости потока. 1.8. Нормы времени установлены в человеко - часах на единицу объема работы для исполнителей, численный и квалификационный состав которых приведен в каждом параграфе нормативной части сборника при обеспечении необходимыми материалами, инструментом и приспособлениями. 1.9. Нормы времени на работы по установке,
обслуживанию и ремонту счетчиков холодной и горячей воды установлены 1.10. Нормы времени установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно - заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания. 1.11. Затраты времени на переезды (переходы)
рабочих от участка до объекта и с объекта на объект нормами не учтены
и 1.12. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с требованиями правил техники безопасности. 1.13. Наименования профессий рабочих указаны в сборнике в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с выпусками тарифно - квалификационных характеристик. При внесении изменений в ОКПДТР наименования профессий, указанных в данном сборнике, должны соответственно изменяться. 1.14. На работы, не предусмотренные настоящим сборником, а также при внедрении и применении на местах иной организации труда и технологии выполнения работ, рекомендуется разрабатывать местные технически обоснованные нормы времени. 1.15. Основные технические характеристики счетчиков воды, учтенных в сборнике, приведены в Приложении 1. 1.16. Пример расчета численности рабочих,
занятых обслуживанием счетчиков холодной и горячей воды, приведен в 2. Организация труда и технология работ 2.1. В сборнике нормы времени сгруппированы в три основных раздела: установка, обслуживание и ремонт. 2.2. Установка счетчиков воды производится
на вводах в здание и сооружение трубопроводов систем горячего и холодного 2.3. Обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию счетчиков воды в работоспособном и исправном состоянии и в надлежащем внешнем виде при использовании по назначению (в соответствии с технической документацией на измерительные приборы и устройства). 2.4. Ремонт - комплекс операций по восстановлению
и поддержанию работоспособности счетчиков воды и их составных 2.5. Установка счетчиков воды осуществляется
работниками специализированных организаций, имеющих лицензию на право 2.6. Установка счетчиков воды может производиться
либо автономно, либо в составе комплексных узлов учета тепла и воды. 2.7. Каждый узел учета воды в квартире должен включать шаровой кран для надежного отключения внутриквартирной части систем водоснабжения от стояков этих систем, а также механический или магнитно - механический фильтр для защиты счетчиков воды от случайного засорения. 2.8. При установке счетчиков воды, для защиты их от повреждений, должны использоваться опоры, обеспечивающие жесткое закрепление прибора. Допускается установка одной опоры (после счетчика, по ходу потока воды) в тех случаях, когда протяженность стальных труб от стояка до места установки шарового крана не превышает 0,9 м. При устройстве систем водоснабжения из пластмассовых или металлополимерных труб, или установке счетчика воды с применением гибких шлангов установка опор с двух сторон прибора обязательна. Крепление к опорам производится в местах установки присоединительных штуцеров приборов. 2.9. Для выбора счетчиков воды необходимо руководствоваться Государственным реестром средств измерений Госстандарта Российской Федерации. Калибр счетчика воды, т.е. диаметр условного прохода, следует выбирать исходя из среднечасового расхода воды за период потребления (сутки, смену), который не должен превышать эксплуатационный, и проверять на пропуск расчетного максимального секундного расхода воды. 2.10. При условии правильного монтажа, полном соответствии параметров режимам водопотребления, регулярном техническом обслуживании счетчики воды могут работать в течение многих лет (в соответствии с установленным в паспорте периодом эксплуатации). 2.11. При появлении течи в местах соединения штуцеров с корпусом прибора и штуцеров с трубопроводом необходимо подтянуть резьбовые соединения. Если течь не прекращается, необходимо заменить прокладки. При появлении течи из-под головки или отсутствии сигнала с прибора его необходимо демонтировать и отправить в ремонт. 2.12. Ремонт квартирных счетчиков воды
производится в стационарных условиях и включает в себя следующие основные 2.13. Метрологическая поверка приборов учета воды производится по окончании межповерочных интервалов установленных приборов (плановая поверка) или по требованию поставщика, исполнителя и/или потребителя (внеплановая поверка) органами Госстандарта России или организациями, метрологическая служба которых аккредитована Госстандартом России на право проведения поверок. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г.
N 307 В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. 2. Признать утратившими силу:
3. Пункт 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 294 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1594), изложить в следующей редакции: "2. Оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.". 4. В пункте 3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 1028; 2003, N 33, ст. 3269), слова "Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст. 2795; 1995, N 10, ст. 894; 1997, N 42, ст. 4788)" заменить словами "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации". 5. Пункт 3 Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 291 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 20, ст. 1882), дополнить абзацем следующего содержания: "Действие настоящего Положения не распространяется на деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) жилыми домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов.". Решением Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1385 пункт 6 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству 6. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Председатель Правительства Москва Правила См. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 См. справку о Правилах оказания услуг в различных сферах деятельности I. Общие положения 1. Настоящие Правила регулируют отношения
между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают
их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества
предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы
за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии,
порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении
и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении
коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность. 2. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. О применении пункта 3 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. N 4989-СК/07 3. В настоящих Правилах используются следующие
определения: 4. Коммунальные услуги предоставляются
потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами,
на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных
услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в
соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). 5. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Решением Верховного Суда РФ от 24 сентября 2007 г. N ГКПИ07-755, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N КАС07-660, абзацы первый и второй пункта 6 настоящих Правил признаны не противоречащими действующему законодательству 6. Состав предоставляемых потребителю коммунальных
услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или
жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или
жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять
потребителю следующие коммунальные услуги: О применении пункта 7 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. N 4967-СК/07 7. При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Решением Верховного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N ГКПИ07-933, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 апреля 2008 г. N КАС08-116, Решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N ГКПИ08-232, оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2008 г. N КАС08-236, абзац второй пункта 7 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. О применении пункта 8 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 13 февраля 2007 г. N 2479-РМ/07 8. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. II. Требования к предоставлению коммунальных услуг 9. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: Решением Верховного Суда РФ от 24 сентября 2007 г. N ГКПИ07-755, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N КАС07-660, абзац второй пункта 9 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству
10. При предоставлении коммунальных услуг
перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также
работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного
уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими
Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается
в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства
Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными
бедствиями и чрезвычайными ситуациями. 11. Условия определения даты начала и (или)
окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания
отопительного периода устанавливаются собственниками помещений в многоквартирном
доме или собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких
домах автономной системы отопления и согласуются с исполнителем. 12. Если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода. Решением Верховного Суда РФ от 8 ноября 2006 г. N ГКПИ06-928, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 г. N КАС06-563, пункт 13 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству 13. Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. III. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги 14. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Решением Верховного Суда РФ от 25 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1871, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N КАС09-43, пункт 15 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству 15. Размер платы за холодное водоснабжение,
горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение
и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих
организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. О применении пункта 19 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2007 г. N 10087-ЮТ/07 19. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: Решением Верховного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1770, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС09-27, подпункт "а" пункта 19 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; Решением Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1540, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС08-695, Решением Верховного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1770, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС09-27, подпункт "б" пункта 19 настоящих Правил в части установления порядка расчета размера оплаты коммунальных услуг (за исключением отопления) в случае отсутствия индивидуальных приборов учета признан не противоречащим действующему законодательству б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; Решением Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1540, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС08-695, подпункт "в" пункта 19 настоящих Правил в части установления порядка расчета размера оплаты коммунальных услуг (за исключением отопления) в случае отсутствия индивидуальных приборов учета признан не противоречащим действующему законодательству в) для газоснабжения - в соответствии с
подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. О применении пункта 21 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2007 г. N 10087-ЮТ/07 21. При оборудовании многоквартирного дома
коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных
и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги
в жилом помещении определяется: Решением Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 N ГКПИ08-1751, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N КАС08-608, пункт 22 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству 22. Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. О применении пункта 23 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2007 г. N 10087-ЮТ/07 23. При оборудовании многоквартирного дома
коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично
или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами
учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении,
оборудованном указанными приборами учета, определяется: 24. В случае неоднократного (2 и более
раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного
им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний
индивидуальных приборов учета или распределителей: О применении пункта 25 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2007 г. N 10087-ЮТ/07 25. При наличии в многоквартирном доме
коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии
и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер
платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления
тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об
объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива
потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных
в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель
производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений,
оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта
3 приложения N 2 к настоящим Правилам. 26. Размер платы за отопление в помещениях,
не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади
жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой
энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь
которых составляет менее 50 процентов общей площади жилых помещений
в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается
в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. 27. Величина, полученная в результате корректировки
размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с
подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г"
пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих
Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей
внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю
не позднее 1 месяца после перерасчета. 28. При оборудовании коммунальной квартиры
общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги
в этом жилом помещении рассчитывается: 29. При оборудовании коммунальной квартиры
общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии
размер платы за освещение помещений вспомогательного использования,
являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, определяется в
соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к настоящим Правилам. 30. Расчет размера платы за горячее водоснабжение
при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику
жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду,
газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных
ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды. 31. В случае неисправности индивидуального
прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления
коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при
неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его
поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными
правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности
на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21
и 22 настоящих Правил. 32. В период осуществления ремонта, замены,
поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета,
не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления
холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической
энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные
услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов
и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному
прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального
или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев,
- то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов
потребления соответствующих коммунальных услуг. 33. Если в случаях, указанных в пунктах
16, 27 и 28 настоящих Правил, оплата коммунальных услуг осуществлена
без использования показаний приборов учета и при этом задолженность
потребителя по оплате коммунальных услуг за последние 12 месяцев превышает
2 среднемесячных платежа за соответствующую коммунальную услугу, исполнитель
вправе произвести перерасчет размера платы за эту коммунальную услугу
исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов, а также потребовать
от собственника жилого помещения компенсации убытков. 34. В случае обнаружения несанкционированного
подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования,
устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных
услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает
исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет
размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги
за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение
указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в
соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения
нарушений включительно. 35. Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. О порядке расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий см. письмо ЦБР от 10 августа 2007 г. N 125-Т 36. Если размер платы за коммунальные услуги,
вносимый нанимателем жилого помещения государственного или муниципального
жилищного фонда, меньше, чем размер платы, установленный договором управления
многоквартирным домом, оставшаяся часть платы вносится наймодателем
в согласованном с управляющей организацией порядке. 37. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. О применении пункта 38 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 13 февраля 2007 г. N 2478-РМ/07 38. В платежном документе указываются: 39. Размер неустоек (штрафов, пеней) за
нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии
с федеральными законами и договором, указывается исполнителем в отдельном
документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней. 40. Если иное не установлено договором,
потребители вправе по своему выбору: О принятии коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией, от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги см. статью 13.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" б) поручать другим лицам внесение платы
за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими
требованиям законодательства Российской Федерации и договору; 41. Условия отсрочки или рассрочки оплаты
коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности по оплате коммунальных
услуг) согласовываются с исполнителем. 42. Информация об изменении размера платы
за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных
услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не
позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на
основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым
тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором). 43. В случае если в жилом помещении проживают
потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации
или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств
соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг
льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается
на величину скидки. 44. В случае если в жилом помещении проживают
потребители, которым за счет средств соответствующих бюджетов предоставляется
компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или в отношении которых
применяются иные меры социальной поддержки граждан в денежной форме,
размер платы за коммунальные услуги на величину компенсации или величину
соответствующих мер социальной поддержки не уменьшается. 45. Оплата коммунальных услуг потребителями,
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется
компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или в отношении которых
применяются меры социальной поддержки граждан в денежной форме, осуществляется
без уменьшения размера платы за коммунальные услуги. 46. Оплата коммунальных услуг потребителями, которым предоставлены субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. См. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 47. Размер платы за бытовой газ в баллонах
рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской
Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемых
потребителем. 48. Размер платы за твердое топливо рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из количества (объема или веса) твердого топлива. Размер платы за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя (продавца). IV. Права и обязанности исполнителя О применении пункта 49 настоящих Правил см. письмо Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. N 4989-СК/07 49. Исполнитель обязан:
п) предоставить потребителю следующую информацию
об исполнителе: 50. Исполнитель имеет право: V. Права и обязанности потребителя 51. Потребитель имеет право: 52. Потребитель обязан: 53. Потребителю запрещается: VI. Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении 54. При временном отсутствии потребителя
в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется
перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение,
электроснабжение и газоснабжение. 55. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг. Решением Верховного Суда РФ от 21 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1975 пункт 56 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству 56. Перерасчет размера платы за коммунальные
услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании
письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после
окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета
размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке,
указанном в пункте 36 настоящих Правил. К заявлению прилагаются документы,
подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя
и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.
Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться: 57. Исполнитель вправе снимать копии предъявляемых
потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность
содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных
запросов в выдавшие их органы и организации. 58. Перерасчет размера платы за коммунальные
услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия
потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных
дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного
жительства и день прибытия на это место. 59. Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение. VII. Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность 60. При предоставлении коммунальных услуг
ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную
приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы
за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным
приложением. 61. При перерывах в предоставлении коммунальной
услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении
1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих
Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых),
общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер
стоимости непредоставленных коммунальных услуг. 62. Объем (количество) непредоставленного
коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления
коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения,
электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений
(для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги. 63. В случае если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором. О возмещении вреда потребителю, причиненного в результате отключения от источников энергоснабжения, см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 6 июня 2005 г. N 0100/4265-05-32
64. В случае непредоставления коммунальных
услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель
уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную
службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). 65. Сообщение о непредоставлении коммунальных
услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может
быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе
по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской
службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество,
точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной
услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю
сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный
номер заявки и время ее приема. 66. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской
службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления
коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить
об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации
заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта
непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных
услуг ненадлежащего качества. 67. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской
службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления
коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем
точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных
услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам
проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или
предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается
потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). 68. Если потребитель (или его представитель)
и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно
качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое
время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую
приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель
общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки
качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении
коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего
качества, который подписывается потребителем (или его представителем)
и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами
акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции
и представителем общественного объединения потребителей. 69. В акте о непредоставлении коммунальных
услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются
нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления
коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего
качества. 70. Датой начала непредоставления коммунальных
услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: 71. Акт о непредоставлении коммунальных
услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является
основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также
для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в
размере, установленном федеральными законами и договором. 72. В случае причинения исполнителем или
третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя
или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников
помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель)
и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт,
в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен
быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем
не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую
службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его
представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. 73. Акт о непредоставлении коммунальных
услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или
акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или
совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений
в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых
передается потребителю (или его представителю), второй - остается у
исполнителя. 74. Период предоставления коммунальных
услуг ненадлежащего качества считается оконченным: IX. Ответственность исполнителя и потребителя 75. Исполнитель несет установленную законодательством
Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка
предоставления коммунальных услуг. 76. Исполнитель несет установленную законодательством
Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью
и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним,
вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных
услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. 77. Потребитель вправе потребовать от исполнителя
уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством
о защите прав потребителей. 78. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. X. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг 79. Исполнитель вправе без предварительного
уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг
в случае: 80. Исполнитель вправе приостановить или
ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного
предупреждения (уведомления) потребителя в случае: 81. Если иное не предусмотрено федеральными
законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя
вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить
предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном
в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке: 82. Приостановление или ограничение предоставления
коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться
до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление
коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента
устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 настоящих Правил, в том
числе с момента полного погашения потребителем задолженности. 83. При ограничении предоставления коммунальных
услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно
уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных
ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг. 84. Приостановление или ограничение предоставления
коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться
расторжением договора. 85. Приостановление или ограничение предоставления
коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям,
полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством
Российской Федерации и договором, не допускается. 86. Действия по приостановлению или ограничению
предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов)
не должны приводить: XI. Особенности холодного водоснабжения, осуществляемого через водоразборную колонку 87. Холодное водоснабжение, осуществляемое
через водоразборную колонку, производится в соответствии с настоящими
Правилами на основании договора холодного водоснабжения, заключаемого
исполнителем с потребителем. 88. Обеспечение надлежащего технического
состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются
исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности
потребителя - потребителем самостоятельно или на основании договора,
заключаемого с исполнителем или с иной специализированной организацией. 89. При наличии водоразборной колонки в
собственности потребителя учет потребленной холодной воды и расчеты
за потребленную холодную воду производятся исходя из показаний индивидуального
прибора учета. 90. При отсутствии у потребителя, в собственности
которого находится водоразборная колонка, индивидуального прибора учета
холодной воды размер платы за холодное водоснабжение определяется в
порядке, установленном подпунктом "б" пункта 19 настоящих
Правил, с использованием норматива потребления холодной воды через водоразборную
колонку. 91. Потребителю помимо положений, предусмотренных
пунктом 53 настоящих Правил, запрещается: XII. Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети 92. Исполнитель осуществляет газоснабжение
потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим
требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого
необходимого внутридомового газового оборудования. 93. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2007 г. N ГКПИ07-184, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N КАС07-288, пункт 94 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству 94. В случае использования потребителем
приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов
учета используются в расчетах за газ с использованием температурных
коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования
и метрологии. 95. Газоснабжение потребителя, проживающего
в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания
и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией. 96. Помимо случаев, предусмотренных пунктом
79 настоящих Правил, приостановление подачи газа потребителю без его
предварительного уведомления допускается в случае: 97. Помимо случаев, предусмотренных пунктом
80 настоящих Правил, приостановление подачи газа потребителям через
1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя допускается
в случае: 98. Работы по приостановлению подачи газа
потребителю могут проводиться только организацией, осуществляющей содержание
и ремонт внутридомового газового оборудования. 99. Организация, осуществляющая содержание и ремонт внутридомового газового оборудования, по заявлению потребителя об отключении и (или) подключении газопринимающего оборудования приостанавливает газоснабжение потребителя на срок проведения работ, но не более чем на срок, предусмотренный нормативами на выполнение этих работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии возмещения убытков исполнителя, связанных с временным отключением других потребителей. XIII. Особенности продажи бытового газа в баллонах 100. При продаже сжиженного углеводородного
газа в баллонах (далее - газовые баллоны) необходимо осуществить предварительное
техническое освидетельствование газовых баллонов. Они должны находиться
в исправном состоянии. 101. В отношении газовых баллонов должна
быть осуществлена предпродажная подготовка, которая включает в себя
осмотр баллона, проверку его технического состояния на герметичность
и наличие механических повреждений (по внешним признакам), проверку
уровня наполнения газом методом взвешивания или иным методом, обеспечивающим
проведение указанного контроля, а также проверку наличия необходимой
информации о товаре. 102. Потребитель вправе потребовать провести
контрольное взвешивание газовых баллонов. 103. Информация о газе и газовых баллонах
должна содержать сведения о марке газа и его физико-химических показателях,
о техническом состоянии газового баллона (номер баллона, масса порожнего
баллона, дата его изготовления и дата очередного технического освидетельствования,
рабочее и пробное давление, вместимость). Такие сведения указываются
на поверхности баллона или на прикрепленной к нему пластине. 104. Потребитель, самостоятельно осуществляющий
транспортировку приобретенного газового баллона, должен иметь возможность
ознакомиться с правилами безопасности при его транспортировке, а также
с правилами безопасности при замене пустого баллона. 105. Вместе с газовым баллоном потребителю передаются кассовый и товарный чеки, в которых помимо обязательных сведений указываются номер газового баллона, масса газа в баллоне, цена товара и дата продажи. XIV. Особенности продажи и доставки твердого топлива 106. Твердое топливо может продаваться
потребителям как непосредственно в определенном месте продажи или складирования,
так и с использованием предварительных заказов на продажу и доставку
топлива к месту, указанному потребителем. 107. Информация о предлагаемом к продаже
твердом топливе должна содержать сведения о виде, марке, типе, размере,
сорте топлива и других его основных показателях (включая кубатуру пиломатериалов,
правила ее измерения, коэффициенты перевода круглых лесо- и пиломатериалов
в плотную кубомассу), а также об условиях возможной доставки твердого
топлива к месту, указанному потребителем. Такие сведения размещаются
в месте продажи или складирования твердого топлива. При продаже угля
исполнителем (продавцом) необходимо указывать теплотворную способность
этого вида топлива и иметь на него сертификаты качества. 108. В заявке на продажу твердого топлива
указываются вид, марка, тип, размер, сорт и другие его основные показатели,
количество (объем или вес), место и время доставки. 109. Потребитель должен иметь возможность
ознакомиться с порядком измерения объема и веса твердого топлива, а
также определения его сортности и соответствия установленным требованиям. 110. Образцы твердого топлива размещаются
с указанием его вида, марки, типа, размера, сорта и розничных цен за
единицу веса и (или) объема непосредственно в месте его продажи или
складирования. Твердое топливо размещается в месте его продажи или складирования
раздельно по видам, маркам, размерам, сортам и другим его основным показателям,
определяющим область его применения и потребительские свойства. 111. Отбор потребителем твердого топлива
может производиться в месте его продажи или складирования. 112. Потребителю по его требованию должны
быть предоставлены технические средства для самостоятельного контроля
отобранного для приобретения твердого топлива. Потребитель вправе потребовать
проведения контрольного взвешивания, обмера и проверки сортности приобретаемого
твердого топлива. 113. Погрузка твердого топлива на транспорт производится без взимания дополнительной платы с потребителя. Разгрузка доставленного потребителю твердого топлива производится за дополнительную плату. XV. Контроль за соблюдением настоящих Правил 114. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов. Постановлением Правительства РФ от 21
июля 2008 г. N 549 в настоящее приложение внесены изменения ООО "Водоканал" |